Ар Нуво Обложка журнала "Югенд" Антонио Гауди-и-Корнет Карло Бугатти Чарлз Ренни Макинтош Развитие промышленности в Америке Адольф Лоос Рихард Римершмид Петер Беренс Фарфоровый сервиз Чикагская школа европейские традиции Фрагменты

Анжелика Кауфман История искусства В базилике, наоборот, присутствует постоянное движение от входа к алтарю. Торопятся вглубь, сокращаясь в перспективе, тонкие колонны, легко шагают над ними обладатели мученических венцов, а выше тянутся окна, образующие чёткий метрический ряд. Базилика рассчитана на процессии, торжественные церемониальные шествия, её интерьер ориентирует вошедшего на действие, движение. Это совершенно не отвечало характеру византийского богослужения, во время которого молящиеся не перемещались по храму, а действия священно­служителей происходили преимущественно в его восточной и центральной частях.

Новый стиль в Европе на рубеже XX-XIX веков

Стилевые направления в модерне.

Важнейшим для нового стиля стал лозунг Анри Ван де Вельде "Назад к природе".; Природа была неиссякаемым источником идей для художников ар нуво, многие из них обладали обширными познаниями в ботанике и черпали вдохновение в мире растений. Цветы, стебли и листья, благодаря своим естественно изогнутым силуэтам служили щедрым материалом для творческих фантазий. Наиболее распространенной темой стали бутон (символ появления новой жизни), раковина, волна, пламя, облако, экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками. Предпочтение отдавалось лилиям, кувшинкам, ирисам и орхидеям, хотя и любая другая необычная форма, будь то пальмовые листья или водоросли, могла быть использована для создания живого узора. Яркие и грациозные насекомые и птицы - стрекозы, павлины и ласточки - прекрасно поддавались стилизации, подходили для этого и такие представители животного царства, как змеи и борзые собаки. Часто использовались восточные мотивы. В большой моде было изображение женского тела, особенно в сочетании с фантастическими завитками и волнами длинных волос, напоминающими то языки пламени, то океанские волны. Это художественное направление получило название "флореального" (от названия книги Рюприш-Робера "Flore ornamentale").

Яркими образцами флореального направления в модерне являются работы бельгийских, французских, немецких, испанских мастеров. Среди них интерьерные работы Виктора Орта и Анри ван де Вельде, скульптуры Франса Хооземанса, решетки парижского метро и мебель Гектора Гимара, фантастические постройки в Барселоне Антони Гауди, интерьеры, решетки и мебель в Мюнхене Августа Энделя, Рихарда Римершмидта, Берхарда Панкока.

На ином принципе строили свой поиск мастера "школы Глазго", возглавляемой Макинтошем и "Венского сецессиона". Они создавали "более сдержанную разновидность ар нуво". Свободно текущие линии здесь были под строгим контролем. В центре их внимания были чистые геометрические формы, во многом предвосхитившие прямоугольную функциональность модернизма двадцатого века.

Чарлз Ренни Макинтош был одной из самых влиятельных фигур в позднем ар нуво. Вместе с женой он возглавлял объединение шотландских дизайнеров "Группа четырех", которая была частью большого союза ремесленников, работавших в новом стиле. Макинтош разработал особый вид "конструктивного орнамента", посредством которого контур предмета превращался в элемент декора.

Геометрия чистых форм стиля школы Глазго оказала влияние на развитие ар нуво в Германии и Австрии. Венская группа художников и архитекторов - Сецессион, образованная в 1897 г., уже с самого начала предпочитала структурные прямые линии прихотливым изгибающимся линиям традиционного ар нуво. Старшее поколение в Сецессионе было представлено Отто Вагнером (1841-1918). Среди учредителей Сецессиона были его ученики Йозеф Мария Ольбрих и Йозеф Хоффман.

Строгость и контролируемый констраст форм в произведениях Сецессиона стало началом превращения "классического" ар нуво во что-то новое, что легло в основу архитектуры XX века, постепенно отказавшейся от неархитектурного декора и орнаментов, в основу нового стиля - функционализма.

Почти все создатели немецкого и австрийского нового стиля вышли из среды графиков, живописцев, декораторов, осваивали архитектуру и прикладное искусство в процессе проектирования зданий и вещей, становились конструкторами, технологами, детально изучали историю искусства, особенно нетрадиционных его явлений. А когда спустя несколько лет увлечение орнаментальными композициями стало стихать, довольно легко начали переходить к конструктивным, рациональным по своей основе решениям, как бы постепенно вызревавшим внутри их творчества. С их отношением к этому первому периоду формирования стиля XX века... Именно тогда предметное творчество, делание вещей - через активные поиски нового стиля - было поднято до уровня искусства в целом, что оказалось необычайно важным для формирования теории дизайна.

Художники-романтики История искусства Иногда таких нефов-кораблей было пять, реже — семь или девять. Центральная часть в многонефных базиликах обычно делалась высокой и перекрывалась двускатной кровлей; к ней примыкали более низкие боковые, образуя ступенчатый силуэт. Окна в верхней, возвышающейся части среднего нефа обеспечивали хорошую и равномерную освещенность внутреннего пространства.

Ар Нуво был не только новым стилем - он был новым мировоззрением, синтезировавшим все виды искусства и ценившим ремесленника и архитектора так же высоко, как художника или скульптора