Ар Нуво Обложка журнала "Югенд" Антонио Гауди-и-Корнет Карло Бугатти Чарлз Ренни Макинтош Развитие промышленности в Америке Адольф Лоос Рихард Римершмид Петер Беренс Фарфоровый сервиз Чикагская школа европейские традиции Фрагменты

Античная греческая архитектура История искусства Исидор и Анфимий были не только прекрасными зодчими, но и выдающимися учёными своего времени. Исидор собрал сохранившиеся работы Архимеда и составил комментарий к сочинению Герона Александрийского о конструкции сводов; Анфимий написал трактат о зажигательных зеркалах.

Новый стиль в Европе на рубеже XX-XIX веков

Петер Беренс и художественный стиль компании АЭГ.

Особое место в развитии теории предметного творчества в Германии, внедрении искусства в промышленное производство занимает Петер Беренс.

Художник-практик, пришедший в дизайн от станковой живописи и графики, он один из первых ощутил новые задачи, встающие перед проектировщиком в индустриальном обществе. Беренс отмечал, что техника имеет не меньше возможностей определять современный стиль, чем имели раньше волюнтаристские установки правящих классов.

В 1907 г., по предложению главы всемирного электро-технического концерна АЭГ Эмиля Ратенау, Беренс занимает пост ее художественного директора. Основанная в 1883 г. АЭГ, наряду с такими фирмами как "Ве-стингхозе", "Сименс", занимала одну из ключевых позиций в мире. Она производила динамо-машины, турбины, трансформаторы, электродвигатели для индустрии и все больше элетроприборов для домашнего хозяйства: вентиляторы, лампочки, чайники, электронагреватели. Производство АЭГ было оснащено самыми современными машинами, передовыми методами организации труда. АЭГ быстро становилась сверхмонополией с развитой сетью дочерних предприятий, банков, холдингов. В 1910 г. предприятия АЭГ насчитывали более 70000 служащих. Была создана специальная система обслуживания покупателей через распространенную по всему миру сеть филиалов, поэтому все острее становилась задача единства стиля изделий, их фирменной идентификации.

На посту художественного директора АЭГ Беренс активно занимается проектной деятельностью. С 1907 по 1914 гг. разрабатывает общий художественный стиль компании АЭГ. Он проектирует каталоги, прейскуранты, электроприборы, выставочные стенды, а также Производственные здания и квартиры для рабочих. Особый упор он делал на потребительские свойства изделий. В начале XX в. бытовые электротехнические приборы представлялись большей части населения далеко небезопасным новшеством. Поэтому Беренс стремился очистить облик этих изделий от излишней "техноидности", сделать их более "человечными". В результате поисков он вышел на путь создания сериалов чайников путем варьирования их объема, немногих элементов геометрической формы, видов материалов, их покрытий и отделки. В основу универсальной программы были положены три модели электрочайника: две каплевидные с круглым и овальным дном и одна шестигранная - "китайский фонарик". Используя чистые геометрические фигуры, в сочетании с простой, но изысканной отделкой, Беренс открыл новый мир красоты технических продуктов, обладающих собственными, не заимствованными у художественного ремесла достоинствами.

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер История искусства Всё поле стен над их неклассическими расплющенными капителями занято мозаикой — процессиями мучеников и мучениц, шествующих на восток. Крупные надписи сообщают их имена: Поликарп, Винсентий, Винсентия, Валерия, Криспина... Однако все девушки похожи как сестры — юные, грациозные, одинаково причёсанные, одинаково одетые, с одинаковыми венцами в руках.

Ар Нуво был не только новым стилем - он был новым мировоззрением, синтезировавшим все виды искусства и ценившим ремесленника и архитектора так же высоко, как художника или скульптора