Специальности "дизайн" Ткачество книгопечатание объединения ремесленников мануфактурное производство Леонардо да Винчи Христиан Гюйгенс Джеймс Уатт Двигатель внутреннего сгорания электродвигатель Томас Эдисон конструкция "цеппелин" Фрагменты

Стилистической особенностью Ар Нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность Ар нуво базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии Ар нуво часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.

Цеховые объединения ремесленников

Феодальные отношения породили цеховые объединения ремесленников как средство защиты против притеснений феодалов,  роста конкуренции, укрепления и развития городского ремесла. Впервые цеховые объединения  возникли в Византии (IX в.) и Италии (X в.), несколько позднее - во всех странах Европы, в том числе и на Руси. Цех объединял городских ремесленников одного или нескольких близких промыслов. Полноправными членами цеха могли стать только ремесленники-мастера, имевшие ограниченное количество подмастерьев и учеников. Цех тщательно охранял исключительное право своих членов на занятие данным видом ремесла. Больше того,  цех регламентировал процесс производства: продолжительность рабочего дня (от восхода до захода солнца), число подмастерьев, технологию производства, объем сырья и готовых продуктов, цены на их реализацию и т. п. Цехи служили своеобразным видом организованной взаимопомощи мастеров. С развитием техники продолжало увеличиваться техническое разделение труда, рост числа профессий и цехов. Так, в производстве тканей были заняты сразу несколько отдельных цехов: шерстобитов, прядильщиков, ткачей, сукновальни. Далее производился ряд других операций: стрижка, ворсование, окраска, и только после этого сукно уже шло в продажу. В Париже в н. XIV в. насчитывалось свыше 300 ремесленных цехов, объединявших около 5,5 тыс. ремесленников.

Появление цеховых объединений имеет большое значение в истории человечества. К средневековым цеховым мастерским как своеобразной идеальной форме производственной деятельности и отношений, обучения секретам профессионального мастерства несколько веков спустя будут обращены взоры многих ученых-реформаторов и в особенности первых теоретиков современного дизайна Джона Рескина (1819-1900), Уильяма Морриса (1834-1896), Вальтера Гропиуса (1883-1969).

Термином "Ар Нуво" обозначают элегантный, многожанровый стиль, процветающий с начала 1880-х годов вплоть до первой мировой войны. Его рождение ознаменовало наступление века великих перемен в искусстве, когда в жизни уже прочно утвердился век машин, и полным ходом шла промышленная революция. Мир стремительно развивался, однако в области искусства эти изменения происходили гораздо медленнее.

На главную